Потерянный рай, или об истории железнодорожных скверов
Сегодня, когда город Минеральные Воды готовится отметить свое 140-летие, как раз самое время вспомнить о его замечательных уголках, утраченных за давностью времени.
В конце 1883 года курорты Кавказских Минеральных Вод были переданы из частных рук в управление государством. Однако многих пассажиров удерживали от поездок на широко известные и популярные курорты неудобства, связанные с пересадкой от станции Минеральные Воды на конный вид транспорта. Почтовая контора с конюшнями для 50 лошадей находилась тогда на месте старого отделения дороги (ныне ИВЦ РЖД).
В 1891 году акционерное общество приступило к строительству ширококолейной железной дороги в города-курорты. В рекордные сроки, несмотря на горный рельеф местности, дорога была построена.
Кисловодская ветка оживила города КМВ. Со всей России сюда съезжались частные предприниматели и коммерсанты. Предвидя будущее курортов, они развернули строительство гостиниц, лечебниц и первых небольших санаториев. Количество приезжающих увеличилось в десять раз. Для них подавались специальные дачные вагоны первого, второго и третьего класса. Все вагоны были оборудованы большими окнами для возможности обозрения живописной местности. Внутри имелось электрическое освещение, зимой отопление шло от паровоза.
Рядом с платформой по приему и отправлению поездов на Кисловодск раскинулся Общественный сад. В нем было летнее помещение клуба, детская игровая площадка, беседки и двухэтажное здание для отдыха кондукторских бригад. По воскресеньям в саду играл духовой оркестр клуба железнодорожников.
Раковина в железнодорожном сквере. (Фото из архива М. Лесового)
В ожидании поезда можно было сыграть партию в бильярд на открытой веранде, почитать газету или посмотреть немой фильм в «биографе», как раньше называли кинозал. Сквер был довольно большой, площадью с нынешний городской стадион. Он содержался на средства Управления Владикавказской железной дороги. Перед войной, как вспоминает житель города, профессор Владимир Кузнецов, в центре сквера располагался большой фонтан. Четвертого августа 1942 года, когда враг рвался к городу, железнодорожные объекты были подвергнуты массированной бомбардировке. В фонтан попала бомба и образовала огромную воронку. Через пять месяцев, покидая поспешно Минеральные Воды, немцы взорвали электродепо, рельсы и покорежили шпалы на Кисловодской ветке. Пострадал и сквер. Но, как и прежде, в нем останавливались приезжающие и солдаты, ожидающие поезда. Рядом с вокзалом находился рынок, на котором можно было купить продукты, обувь, одежду и даже детские игрушки.
Во время войны деревянный кинотеатр в городском парке сгорел. Решено было на привокзальной площади построить новый – «Салют». Двухэтажное здание, выкрашенное в белый цвет, находилось на территории бывшего городского сквера и пользовалось огромной популярностью. Пассажиры, которые ехали с пересадкой, коротали здесь время. На втором этаже располагался концертный зал, в котором перед началом киносеанса играл инструментальный ансамбль. От старого сквера остались у платформы пышные клумбы. Теперь на месте железнодорожного сквера и кинотеатра «Салют» выстроено здание Отделения дороги. Здесь же, как память о прошлом, в глубине двора на вечной стоянке находится паровоз стахановца Михаила Золотарева, Почетного гражданина города.
В начале 50-х годов на улице Ленина, напротив железнодорожной школы № 103, был еще один сквер. Тогда здесь установили памятник Сталину (ранее он стоял напротив вокзала), разбили цветники, посыпали гравием дорожки, построили летний кинотеатр «Комсомолец». Для ограждения использовали каменный парапет церковной ограды (храм был разрушен в 1937 году). Сохранилось фото ребят в сквере на фоне памятника. Хорошо видны дома по улице Школьной, деревья и кусты. Ранняя весна, сквер ещё голый: нет ни цветочных клумб, ни кустов из самшита. Очевидно, ребята пришли на субботник по благоустройству сквера.
Памятник И.В. Сталину в сквере напротив железнодорожной школы № 103
После осуждения культа личности памятник Сталину убрали. На месте кинотеатра «Комсомолец» построили здание музыкальной школы и училища. Исчезла и ограда. Школьники использовали сквер как спортивную площадку. Теперь здесь построен Храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Такова история железнодорожных скверов, памятная совсем не многим жителям города.